«Сначала мы даже и не поняли, что это значит – началась война...»
Татьяна Гольцова, активистка Курского регионального отделения делится историей о Марии Григорьевне Бобрышевой- жительницы села Бобрышево Пристенского района, ветеране, труженице тыла.
Мария Григорьевна родилась 1 января 1927 года в селе Красниково Курской области. Ее родители – трудолюбивые крестьяне Григорий Иванович и Елизавета Михайловна Никулины. Юность у женщины ассоциируется не со сладостями, тёплым домом, где вкусно пахнет хлебом и пирогами. А с голодом, холодом и воем канонады.
Отец умер, когда девочке было 13, и мать осталась с тремя малолетними детьми, поэтому к труду они были приучены с раннего возраста. Юная Маша вместе с дедушкой ходила в лес драть лыко, из которого потом они плели лапти. Мама и бабушка, как и все женщины в сельской местности, в свободное от работы время занимались рукоделием: шили, вышивали, пряли пряжу и, конечно же, это всё сопровождалось песней. Песни были настолько задушевные и протяжные, что запомнились Маше на всю жизнь.
«Сначала мы даже и не поняли, что это значит – началась война», - с горечью вспоминает Мария Григорьевна. «Поняли потом, когда ощутили на себе голод и холод. Трудно было, да и страшно. Всюду были слышны выстрелы, разрывались снаряды, кричали люди, плакали дети… Я вместе с другими односельчанами рыла окопы. Обувь и одежда быстро изнашивались, приходилось почти босяком трудиться. Но мы не жаловались - мы понимали, что помогаем нашим солдатам, которые находятся на передовой, защищают нас и страну. Страшное было время.
Немцы ходили по дворам. Выгоняли жителей из села. Поджигали дома и сараи. Угоняли скот. Люди бежали кто в чем: полураздетые. Прятались в чужих домах. Однажды одна женщина спрятала меня и еще одну девочку у себя в доме, а немец заметил это и начал искать нас. На женщине была широкая длинная юбка, под которую мы спрятались и незаметно выбежали из дома. Этот момент нельзя описать словами…
От страха ноги стали ватные, а сердце стучало так, что казалось еще немного и выпрыгнет из груди. Чувство благодарности к этой сильной духом женщине я несу через всю жизнь. Освобождение родной земли далось с большими потерями. Мёртвых солдат мы хоронили, а раненых везли на санках в военный госпиталь. Разве это всё забудешь…».
Для своих односельчан Мария Григорьевна – живая легенда. Она одна из немногих оставшихся свидетелей той далёкой кровавой войны с сильным и жестоким врагом, подчинившим всю западную Европу, но сломавшим хребет о мужество и стойкость русского народа.
После войны она много работала, поднимая родное село из руин. Суровое военное детство и трудные послевоенные годы не сломили её. Мария Григорьевна более 40 лет честно и добросовестно трудилась в колхозе, вырастила четверых детей. Она счастливая бабушка 6 внуков, 7 правнуков и 5 праправнуков.
Подписаться на
рассылку
Будьте в курсе последних новостей РССМ