Потенциал социально ориентированных НКО обсудили в Общественной палате РФ
В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Взаимодействие органов местного самоуправления с социально ориентированными НКО в решении вопросов местного значения в социальной сфере: потенциал СО НКО – поставщиков общественно полезных услуг».
В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов РФ, муниципальных общественных палат, представители Минэкономразвития России, главы муниципальных образований, представители СО НКО. Провели мероприятие член Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Светлана Разворотнева и эксперт Общественной палаты Оксана Коротеева.
В рамках мероприятия обсуждались такие значимые вопросы, как: механизмы реализации потенциала СО НКО, оказывающих общественно полезные услуги для решения вопросов местного значения в социальной сфере; практики и барьеры в реализации органами местного самоуправления мер поддержки СО НКО на территориях муниципальных образований и их включения в оказание муниципальных услуг в рамках обеспечения поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению в муниципальных программах, а также региональные модели взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления по вопросам поддержки и развития СО НКО на местном уровне.
На круглом столе в формате видеоподключения выступила председатель Центрального Совета Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина. Она подчеркнула важность темы круглого стола и обозначила те виды социальных услуг, которые РССМ готов предоставлять гражданам. «На днях мы получили справку от Минобрнауки в Минюст о соответствии качества оказываемых нами социальных услуг. Мы для себя выделили такие направления: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Надеюсь, что в скором времени мы попадем в федеральный реестр СО НКО», - отметила руководитель РССМ.
Кроме того, она обратила внимание на то, что дальнейший механизм работы вошедших в реестр НКО не совсем понятен, причем информации на сайтах ведомств об услугах, которые могут на себя взять НКО, нет. «На региональном уровне все еще сложнее, - добавила Юлия Оглоблина. - У нас 71 региональное отделение, 26 отделений имеют статус юрлица. Никто на них не выходил, никаких обучающих мероприятий не было. Мы бы сами могли провести обучение, но для этого нужна пошаговая инструкция. Также наши активисты отметили, что механизмов реализации потенциала НКО на районном уровне очень мало. Аналогичная ситуация и на республиканском уровне: имеется лишь административная поддержка местной власти. В муниципальных образованиях отсутствует финансовая поддержка НКО, низкие бюджеты и отсутствие конкретного социального заказа для НКО. Так, ребята из Дагестана указали, что суммы для НКО в год составляют от 100 до 200 тысяч рублей, и эти средства выделяются в рамках различных конкурсов».
«Таким образом, выделяемые средства зачастую недостаточны для предоставления услуг, так как рассчитываются по нормативам, по которым невозможно работать. Как правило, эффективно работающим НКО не отказывают в административной поддержке, предоставляют помещения, технику, инвентарь, публикуют информацию об их проектах, помогают с привлечением спонсоров. Но однозначно нужно усиливать методическую поддержку работы НКО, а также вести разъяснительную работу для органов власти на местах, чтобы они поняли, ради чего все это делается», - резюмировала докладчица.
Известно множество примеров участия социально ориентированных НКО в преобразовании социальной сферы, часто именно СО НКО могут серьезно влиять на повышение эффективности работы органов самоуправления, взаимодействуя с ними и выполняя функцию общественного контроля. Как показывает опыт регионов, привлечение СО НКО в качестве партнеров органов местного самоуправления в решении социальных вопросов приводит не только к улучшению качества услуг, но и к повышению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость подробного изучения правоприменительной практики реализации изменения законодательства в этой сфере, тиражирования позитивного опыта и проведения работы по информированию некоммерческих организаций, руководителей органов местного самоуправления, активных жителей муниципалитетов о новых возможностях в этой сфере.
По итогам круглого стола будут подготовлены предложения для включения в методические рекомендации Минэкономразвития России по обеспечению поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг в рамках программ муниципальных образований.
Пресс-служба РССМ
Подписаться на
рассылку
Будьте в курсе последних новостей РССМ