ОНФ предлагает проводить общественные слушания при любой реорганизации медицинских учреждений
Законопроект, предлагающий проводить предварительную оценку решений по ликвидации и реорганизации медучреждений, который находится на рассмотрении Госдумы, касается только юридических лиц и никак не регулирует сокращение амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), офисов врачей общей практики. Поэтому ко второму чтению необходимо внести поправки, обязывающие проводить общественные слушания при принятии решений о любых организационно-штатных мероприятиях, влекущих ликвидацию медорганизации, ее структурных подразделений, уменьшение ее мощности, сокращение персонала. С таким предложением выступили активисты Народного фронта по итогам обсуждения этой темы в ходе круглого стола с участием представителей медицинского сообщества из разных регионов страны, депутатов Госдумы и представителей Минздрава.
Как отметил член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы Народного фронта «Социальная справедливость» Михаил Шмаков, сигналы о массовых закрытиях медучреждений продолжают поступать из разных регионов, то есть острота проблемы не снижается. Он подчеркнул, что корень проблем, связанных с сокращением врачей, коек и закрытием больниц, – в финансовых, экономических вопросах, в позиции Минфина, а не в вопросах непосредственно здравоохранения, тем не менее, Народный фронт видит своей задачей сделать все возможное, чтобы помочь минимизировать потери при принятии подобных вынужденных решений.
Член Центрального штаба ОНФ, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отметил, что основная масса сокращений и ликвидаций медучреждений уже прошла в предыдущие годы, и теперь стоит задача не допустить еще большего ухудшения ситуации, сохранить для граждан возможность пользоваться теми медуслугами, которые у них имеются сейчас.
Участники круглого стола отметили, что принятый в прошлом году в первом чтении законопроект предусматривает, что решение о сокращении лечебного учреждения допускается только на основании положительного заключения комиссии, при оценке последствий такого решения. При этом порядок организации таких комиссий, определения ее состава отдан на откуп субъектам РФ. Учет мнения граждан предусматривался только при ликвидации единственной муниципальной медицинской организации. При этом в законопроекте не прописано, как данный учет мнения должен осуществляться. Недавно предложенный на площадке Госдумы текст законопроекта ко второму чтению предполагает включение в комиссии профессиональных медицинских организаций, организаций пациентов.
Однако эксперты Народного фронта обратили внимание на то, что в большинстве субъектов страны, не говоря уже о муниципалитетах, нет организаций пациентов, представители которых должны быть в составе таких комиссий. А значит, учет мнения местных жителей исключается, и привлечение комиссии к оценке последствий реорганизации теряет смысл.
Активисты Народного фронта также отметили, что существующий вариант законопроекта не способен решить проблему сокращения амбулаторий, ФАПов, офисов врачей общей практики. Они обратили внимание на то, что в законодательстве термины «реорганизация» и «ликвидация» используются исключительно применительно к юридическому лицу, а понятие «структурное подразделение» медицинской организации в подзаконных актах размыто и не имеет однозначного толкования. А статусом юридического лица, как правило, обладает лишь центральная районная больница. По мнению экспертов ОНФ, в случае одобрения Госдумой нынешней версии законопроекта это мало изменит ситуацию – закрывать медицинские подразделения на территории конкретного муниципалитета, а значит, ухудшать доступность медпомощи можно будет по-прежнему без всяких согласований. «Для обеспечения эффективной работы закона и, значит, исполнения поручения президента страны требуется учесть в положениях обсуждаемого документа все способы и механизмы, которые используются на практике при сокращении объемов медпомощи на местах (включая приказы главврачей об изменениях в штатном расписании, сокращении коечного фонда и т.д.). А основным механизмом учета мнения населения должны стать общественные слушания, по итогам которых публикуется протокол», – подчеркнула член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Савастьянова.
При этом участники круглого стола предложили исходить из того, что общественные слушания направлены не на блокировку решений о проведении организационно-штатных мероприятий в медучреждениях, а прежде всего на повышение уровня информированности местного населения о грядущих изменениях, коммуникации властей на местах с населением, об альтернативах получения медицинской помощи, о способах решения транспортных проблем, которые возникают в сельской местности при проведении оптимизации.
Российский союз сельской молодежи на мероприятии представил первый заместитель председателя Центрального Совета, исполнительный директор Дмитрий Пекуровский. «В ходе общения с нашими активистами мы определили, что основная причина ликвидации медучреждений, особенно на сельских территориях, - это кадровый голод», - отметил Дмитрий Александрович, добавив, что сотрудниками данных учреждений, как правило, являются люди предпенсионного или пенсионного возраста, а желающей занять их места молодежи нет или крайне мало. В качестве примера он привел деревню в Ростовской области, где проблему кадрового голода пытались решить разными способами: уговаривали бывшую сотрудницу поработать еще пару лет, посещали ближайшее медучилище, проводили беседу с выпускниками, которые не хотят работать в деревне и так далее. Вопрос сдвинулся с мертвой точки только после встречи с главой района, который обязал главврача решить его любым способом: теперь в ФАПе посменно работают 2 медсестры, совмещая дежурства в деревне с основной работой в районе. «В селе Октябрьское Чеченской Республики ФАП бывает открытым достаточно редко. В нем работает один фельдшер на почти 3000 человек, который ходит на вызовы к пожилым людям и в ФАПе, соответственно, никого не остается. И таких сел и деревень по России можно перечислить много, - продолжил Дмитрий Пекуровский. - Считаем, что в решении кадровой проблемы хорошие результаты дает федеральная программа «Земский доктор», но она распространяется только на специалистов с высшим образованием. Необходимо расширить ее и на специалистов, получивших среднее медицинское образование, привлекая их единовременными выплатами и льготами на коммунальные расходы (по примеру сельских учителей), предоставлением достойных условий труда и содействием в решении жилищного вопроса». Кроме того, как еще одну причину закрытия ФАПов обозначил он и проблему обветшания зданий. Так, в деревне Алексеевка Кемеровской области по этой причине 2 года назад был закрыт ФАП. До ближайшего медучреждения порядка 10 км. В зимний период ввиду того, что местность таежная, даже маленький буран оставляет деревню отрезанной от мира. Она является конечным маршрутом и дорогу там чистят в последнюю очередь, рейсовых автобусов в населенный пункт нет. А в селе Терехино Кемеровской области и селе Аршиновка Пензенской области жителям оказывают медицинскую помощь в помещениях с потрескавшимися стенами и протекающей крышей. «Конечно, есть и положительные примеры, где в ФАПах проведен капремонт, помещения пригодны к использованию, работа персонала налажена и имеется все необходимое оборудование. И такой положительный опыт функционирования ФАПов необходимо учесть в обсуждаемом законопроекте. Важно, чтобы главврач районной больницы принимал решение о закрытии ФАПа только после проведения общественных слушаний среди местного населения. Данный законопроект был разработан еще в январе 2016 года, но до сих пор не принят. Необходимо ускорить этот процесс», - резюмировал он.
По итогам круглого стола участники встречи приняли решение направить в комитет Госдумы по охране здоровья предложения ко второму чтению законопроекта, предусматривающие обязательное проведение именно общественных слушаний при принятии решений о проведении любых организационно-штатных мероприятий в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, влекущих ликвидацию самой медицинской организации, ее структурных подразделений, уменьшение мощности медицинской организации. Кроме того, эксперты ОНФ рекомендовали включить в проект закона положение о разработке Минздравом России единого порядка проведения таких общественных слушаний, а также о нормативном закреплении понятия «структурное подразделение медицинской организации».
Пресс-служба РССМ по материалам onf.ru
Подписаться на
рассылку
Будьте в курсе последних новостей РССМ